Главная » 2010 » Февраль » 25 » Буддийский Новый год - Сагаалган 25 февраля (для 2010г.)
Буддийский Новый год - Сагаалган 25 февраля (для 2010г.)
06:12
Приход
нового года в той или иной форме отмечали все народы земного шара еще
задолго до появления общеизвестных мировых религий, в том числе и
буддизма, и у всех народов он был насыщен магической символикой,
призванной завершить старый год и устранить препятствия в новом.
Новый год - единственный праздник, который дошел из глубин древности до
наших дней без изменения своего внутреннего звучания. Новый год оказался
органично встроенным в систему праздничных календарей всех стран без
исключения, заняв при этом ведущее место в каждом календаре. Во всех
странах он был насыщен соответствующим мифологическим и ритуальным
содержанием. Но, повторяясь, несмотря на поражающее воображение
многообразие современных форм и традиций новогодних празднований, все
они имеют все тот же общий символический смысл: избавления от проблем и
неудач уходящего года, и обеспечения богатства, плодородия и
процветания, то есть благосостояния и успеха в году грядущем.
Буддийский Новый год - монг. Сагаалган, тиб. Лосар.
Время празднования
В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы
между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по
лунному календарю.
Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по
астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в
разных странах эти даты могут не совпадать.
Например, российские буддисты, которые следуют вычислениям астрологов
Буддийской традиционной Сангхи России, в 2006 году отметили Новый год,
год Огненной Собаки с 29 на 30 января. В Тибете, ориентирующемся на
вычисления астрологов Института Тибетской медицины и астрологии (Мен-цзи-кханг),
Новый год наступил 28 февраля. В странах Юго-Восточной Азии (буддизма
тхеравады), где используется индийский лунный календарь, первый месяц
года выпадает на апрель григорианского календаря и отмечался 13 апреля
2005 года.
Традиции празднования
Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы
делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.
За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен,
посвященный дхармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее
почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдэн Лхамо),
которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь
совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно
предшествующий Новому году.
Считается, что богиня Балдэн Лхамо в день Нового года три раза объезжает
землю по кругу, проверяя свои владения: все ли готовы к встрече Нового
года, чисто ли в доме у хозяйки, ухожены ли дети, накормлен ли скот.
Нерадивые будут наказаны и лишены покровительства богини в наступившем
году, достойные получат поощрение и могут рассчитывать на ее помощь.
Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до
6-ти утра, и либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать
мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за
помощью, Балдэн Лхамо окажет свое покровительство и поможет в решении
сложных вопросов.
В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы -
хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет
всех с наступившим новым годом.
Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна
присутствовать белая пища (молоко, сметана, творог, масло)
В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в
кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начнется со
второго дня, и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается
праздничным. Белый месяц - самое благоприятное время для проведения
очистительных обрядов.