Сэцубун – один из древнейших и интереснейших обрядов зимнего сезона.
Слово сэцубун значит «водораздел сезонов», им обозначают день накануне
прихода нового сезона. Это понятие пришло в Японию с введением древнего
китайского летоисчисления и относилось к четырем дням в году – канунам
наступления весны (риссюн), лета (рикка), осени (риссю) и зимы (ритто).
Большее значение придавалось кануну прихода весны, так как она
ассоциировалась с пробуждением природы, началом года и
сельскохозяйственных работ. По солнечному календарю, сэцубун приходился
на первую декаду февраля (обычно празднуется 3 или 4 февраля), по
лунному же он бывал и в декабря, в январе. Сэцубун именно как праздник
начал отмечаться с эпохи Хэйан, первоначально среди аристократии, а
затем и других сословий. В эпоху Токугава он вошел в жизнь каждой семьи
и одновременно начал отмечаться в известных храмах, превратившись в
торжественное зрелище.
Появление обрядности сэцубун связано с одним из важнейших понятий
китайской философии – инь-ян. Это два противоположных начала, лежащие в
основе мироздания: света и тьмы, положительного и отрицательного,
активного и пассивного, юга и севера, женского и мужского и т.п.
Считалось, что на стыке сезонов эти начала противостоят друг другу, что
вызывает опасность появления разного рода несчастий. Отсюда родился
обряд изгнания демонов, который имеет несколько названий – они-яраи,
они-хараи, цуина, ониоисики – но суть их одна: прогнать злых духов и
обеспечить себе благополучие.
В обряд входит изгнание злых духов с помощью амулетов и
разбрасывания бобов. Амулет, как правило, представляет собой ветку
вечнозеленого кустарника османтус с колючими листьями и сильным запахом
цветов. На ветку османтуса насаживают высушенную голову рыбы иваси.
Существовала легенда, что в этот вечер злой дух Кагухана появлялся в
городе, ловил и поедал девушек и детей, и отпугнуть его можно было лишь
запахами османтуса и сушеной иваси.
Разбрасывание бобов (мамэмаки или мамэути) связано с другой
легендой, согласно которой во времена императора Уда (888 – 896) в
городе появился злой дух, сошедший с горы Курама. Чтобы изгнать его,
семеро ученых монахов возносили молитвы в течение 7749 дней, а затем
откупились от него бобами. Разбрасывание бобов – наиболее важная часть
обряда. Бобы жарят на огне, который считается очищающей стихией, а
затем разбрасывают их у входа, а также во всех комнатах, особенно в
темных углах, где якобы могут находиться черти. Обычно этот почетный
обряд выполняет хозяин дома, приговаривая «Они ва сото – фуку ва ути»,
что означает «черти вон, счастье в дом». Потом бобы собирают и едят в
качестве ритуальной пищи, чтобы отвести всяческие болезни. Считается,
что надо съесть столько бобов, сколько тебе лет, и еще один для того,
чтобы в наступившем году ты был здоров и удачлив в делах. С эпохи Хэйан
существовал также обычай заворачивать бобы (по числу лет плюс один) в
бумагу и ночью класть сверток на перекресток дорог, чтобы кто-нибудь на
него наступил. В этом случае все несчастья прошлых лет покинут
человека.
В сэцубун во всех храмах, синтоистских и буддийских, проводится
обряд изгнания бед, во время которого собираются толпы народа. Из храма
с шумом выбегают мужчины в костюмах демонов и смешиваются с толпой.
Позже появляются переодетые монахи, которые гонят демонов по улицам, а
затем возвращаются в храм, после чего начинается церемония
разбрасывания бобов. В ней участвуют специально избранные для этой цели
тоси-отоко (человек года), обычно это наиболее влиятельные, уважаемые
люди: депутаты, артисты, писатели, борцы сумо и т.п. Одетые в
традиционные праздничные одежды, они разбрасывают из деревянных
коробочек завернутые в белую бумагу бобы, выкрикивая «они ва сото, фуку
ва ути». Во многих храмах во время сэцубун устраиваются представления,
сюжетом которых является изгнание демонов богами.
Благодарю за информацию. У нас тоже что-то сохранилось в традициях об изгнаниии бесов, да только процент вовлечённости маловат. Не под стать Японии. Но при всём уважении к восточной культуре, я б предложил иваси не сушить, а солить, а потом жарить. Все демоны из хаты пулей выскочат . Да и кто будет наступать на перекрёстке на свёрток? Чтобы к нему всё перешло??? Унас, например, народ об этом задумывается... ШУЧУ Да, бизнес карнавальных костюмов у них процветает, как и любой другой...