Незначительная деталь - в западных странах, где женщины зорко следят за своей независимостью от мужчин, женщины стали меньше следить за своей внешностью. Общепризнанный факт у нас красивых женщин больше.
Знаете ли Вы, что до 1918 года (до перехода на новый календарь)
Международный женский день приходился на 23 февраля и назывался "днем
борьбы за права женщины"? Поводом для выбора даты послужило совсем не
праздничное событие: в начале XX столетия возмущенные неблагодарностью
мужчин чикагские домохозяйки вышли на улицы города и, громыхая пустыми
кастрюлями, ведрами и тазами, стали требовать уважения к себе, равных
политических прав, возможности работать на предприятиях, служить в
армии и полиции. В результате многие из мужчин города остались в тот
день голодными. Неизвестно, то ли мужья нашли какой-то путь к
оскорбленным женским сердцам, то ли домохозяйки, выпустив пар,
смирились со своей нелегкой женской долей, но история до поры до
времени забылась. Спустя несколько лет, на 2-й международной
конференции социал-революционерок, состоявшейся в 1910 году в
Копенгагене, Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно
по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе,
равенству и братству. На первых порах к инициативе примкнули различные
феминистские движения стран Европы и Нового Света. В Англии, например,
прошло несколько акций протеста против мужского произвола и даже
забастовка лондонских проституток, требовавших повышения тарифов и
улучшения условий труда. Но по-настоящему "международным" этот день так
и не стал. Видимо домохозяек "закоренелых" буржуазных стран не особенно
прельщала перспектива сменить свои, хоть и надоевшие, кухни на тюрьмы,
ссылки и каторги, сопутствовавшие революционной борьбе. Постепенно
движение заглохло. Вспомнили о Чикагском происшествии и идее Клары
Цеткин после Октябрьского переворота в России, когда взамен
идеологически чуждых праздников создавали свои, советские. Следует
заметить, что время для чествования женщин было выбрано не совсем
удачное: ни цветов толковых, ни обилия на столе месяц март не обещал,
но "отцов народа" это мало волновало - главным было идейное содержание.
В газетах того времени 8-е марта называли "днем смотра боевых
сил работниц и крестьянок всей страны". О весне и любви никто не
упоминал, главный делали упор на посещении женщинами собраний, кружков
политграмоты и вовлечении ее в процесс классовой борьбы и
социалистического строительства. Подарками женщин тоже не
особенно баловали: в одной из газет за 1925 год опубликовано объявление
о том, что в магазин поступили калоши всех размеров и, в честь
праздника, в дни с 6 по 8-е марта женщинам предоставляется скидка...
Верно ли, что 8 марта - день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта -
"Международный женский день". Также всем известно, что женщины живут во
всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно,
что 8 марта отмечали только в СССР. Почему же женщины остальных стран
его не отмечали? - Значит, это был не день женщины как женщины. В этот
день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти
качества почему-то не очень ценились в других странах. Причина
этой странности очевидна: 8 марта - не день женщины, а день
женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна
начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.
Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо
традиционно-народных, церковных и государственных. Понятно желание дать
повод к тому, чтобы еще раз приободрить и почествовать своих товарищей
и соратников по борьбе. Весьма умна и эффективна была идея вовлечь в
революционную борьбу не только рабочих мужчин, но и женщин, дав им свое
движение, свои лозунги и свой праздник. Замечательная идея
создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для
борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого
движения нужен символический день, который был бы днем
Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение? И для Клары
Цеткин вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в
этой истории была такая фигура - Эсфирь. Много веков назад она
спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках.
И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый
веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он
как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный
календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к
нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к
нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда
было принято решение начать праздновать "Международный женский день",
праздник Пурима пришелся на 8 марта. Менять каждый год дату
праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно:
слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому
празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника
Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов,
призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять
Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и, не сознавая
этого). Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы
праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но
Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет
праздника, посвященного такого рода событию. Это не
религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия",
подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с
каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о
еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991,
стб. 123). Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли
вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на
родину значительно меньше, чем можно было представить по
предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой
"тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо
меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). У многих
в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем
неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за
столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять
устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах
персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов.
Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал.
Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Персидский
министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события
происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими
печальными наблюдениями. Как только что было отмечено, времена
были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские.
Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О
замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее
национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает
из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех,
кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех,
кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих
друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего
народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты
считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший
согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он
согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев... В
итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на
конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское
повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению
евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь
позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить
указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно,
от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были царские
писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста
двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет
иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни
своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области,
которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф.
8,8-11) И в течение двух дней "все князья в областях, и
сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали
иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по
своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего
было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть
конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Возникает вопрос: как можно спустя тысячелетия праздновать события того
дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день
заведомо безнаказанных массовых убийств? Одно дело праздник в честь
военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день
победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день
погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать
о "веселом празднике Пурим"? А праздник этот очень веселый.
Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд
предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют
алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят
Аман" и "благословен Мордехай"" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на
будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку
молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с.
664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим
названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая
милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени
Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти
нашего врага?". И этот праздник почитается величайшим. Среди
талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги
пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется,
а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров
Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем
Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти
дни семейный праздник Пурим? События Пурима напоминают, как
именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность
этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит
модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом.
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти
в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же
праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных
кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому
стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской"
день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья
по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день
назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и
сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем
календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то
революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий
характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо
было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий
миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой
победе. Так традиция празднования Пурима привела к
установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню
были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23
февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с
разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло
погромом - погромом русской культуры... Так что советское поздравление
с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с
"избавлением" от "царизма".
|