Кострома, славянская
богиня, дочь Купальницы и Семаргла, сестра Купалы.
Есть печальная славянская повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме.
История эта началась на берегах реки Ра, которая приблизительно совпадает с
нынешней Волгой, но в древности она была значительно полноводней. Случилось так,
что однажды бог Семаргл встретил здесь богиню ночи — Купальницу. Они поженились,
у них родились мальчик Купала, названный в честь матери, и девочка Кострома. По преданию, когда-то давным-давно, в день Купалы к Ра- реке прилетела птица
смерти - Сирин. Она пела чудесные песни. Но кто слушал ее - тот забывал обо всем
на свете. Он следовал за Сирином в царство Нави.
Не послушались Купала и Кострома предостережений своей матери Купальницы, тайком
от нее побежали они в чисто полюшко - послушать птицу Сирина, и от того
приключилось несчастье.
Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу по велению Повелителя Тьмы
гуси-лебеди и птица Сирин унесли за тридевять земель. Прошло много лет. Кострома росла одна и выросла она писаной красавицей. И однажды Кострома,
гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать с ее
головы венок. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. За похвальбу
боги ее наказали. Ветер сорвал венок и унес на воду, там его подобрал Купала,
проплывавший мимо в лодке. Плыл он в ладье, увидел проплывающий мимо венок, да и
поднял его, а по обычаям того времени, если юноша брал в руки венок, сплетенный
девушкой, то обязан был на ней жениться.
Купала и не возражал — очень ему приглянулась незнакомка. И Кострома полюбила
прекрасного юношу с первого взгляда. Сыграли они свадьбу. И лишь после этого
боги сообщили Купале, что женился он на собственной сестре! Такой позор можно
было смыть только смертью. Бросилась Кострома к темному лесному озеру, нырнула в
него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку — Мавку. Погиб и
ее брат, ринувшийся в костер.
Месть богов удалась, но мало было в том для них радости: вышла она слишком
жестокой. Небожители, раскаявшись, решили вернуть Купалу и Кострому к жизни. Но
даровать им вновь человеческий облик было нельзя, а потому превратили их в
цветок Иван-да-Марья, где желтым, огненным, цветом сияет Купала,
сине-фиолетовым, как придонные воды лесного озера, — Кострома.
Раньше этот цветок так и назывался — Купала-да-Мавка. Лишь потом, в христианские времена его
переименовали: на 24 июня выпадает праздник в честь Ивана Крестителя, и Купала
стал Иваном, а несчастную его сестру (ее чествуют 29 июня) нарекли в честь
Богородицы — Марией. Так цветок обрел новое имя — Иван-да-Марья. Он самый
главный на обоих праздниках, Купалы и Костромы. Да, и символы очищения от греха
остались все те же: огонь, через который парами прыгают влюбленные, и вода,
которой поутру умываются.
В Ночь Купалы цветы будут люди рвать
станут петь они, станут сказывать
"Вот трава-цветок - брат с сестрою,
то Купала - да с Костромою.
Братец - это желтый цвет,
а сестрица - синий цвет...
«Книга Коляды»
Об этом я не подумал. Тогда всё встаёт на свои места. Жаль, что мы не можем почитать летописи Богов, написанных Богами, а не людьми. Уверен, многие знакомые нам мифы и легенды приобрели бы несколько иной вид.
Одного не могу понять. Откуда мстительность у Богов? Быть может, мы приписываем им человеческие черты? Я размышляю следующим образом. Если у меня всё есть. То есть всё, что я пожелаю. У Богов ведь так. То я, вероятнее всего, помогу (из сострадания) кому-то, кто испытывает нужду или проблемы. Но зачем создавать дополнительные трудности тем, у кого их и так хватает? Ещё непонятный момент. Кострома и Купала дети Богов. Значит тоже Боги. Неужели не могут "разрулить" проблемы сами (ведь Боги всё могут) или "подписать" Богов-родителей для решения возникших проблем?