Принято считать, что если храм, то это древность. Мне бы хотелось рассказать об одном всё ещё строящемся буддистском храме Ват Ронг Кхуне. Находится этот храм в Таиланде. Начато строительство в 1997-ом году и по замыслу его создателя, художника Чалемчай Коситпипата, на это уйдёт 60 – 90 лет. Сейчас автору проекта 55 лет, и потому он посвятил в свои планы пять студентов, которым предстоит продолжить работы по завершению строительства. В будущем это храмовый комплекс из девяти зданий.
Строительство принципиально не принимает никакой спонсорской помощи, дабы оградить задуманное от внесения изменений. Это ещё одна красивая мечта о рае. Меня заинтересовал этот храм тем, что он отражает настроения неба. В ясную, солнечную погоду храм сверкает своей белизной, На восходе солнца или на закате, в пасмурную погоду, его белизна приобретает интонации освещения. Все это благодаря алебастру и стеклу, примененному в отделке фасада, мозаике из небольших зеркальных пластин.
Архитектуре южного буддизма тхеравады вообще свойственно нагромождение деталей, типа нашего рококо, поэтому «рюшиков» у храма хватает. Однако присутствует и своеобразный минимализм, переданный в цвете. Вдумайтесь, белый цвет – чистота Будды, стекло – мудрость, отражающая все формы и сияющая во вселенной. Все формы изначально чисты и едины. Многосложность форм объединена цветом.
Правда, в одной детали чувствуется юморок архитектора. На территории храмового комплекса находится строение в золотых тонах. Туристы воспринимают его как отдельно стоящий храм, и напрасно. В определённые моменты мы стремимся попасть туда сильней, чем в любые другие здания мира. Догадались, что это?
Итак, попробуем пройтись по территории. Мы стоим на небольшом полукруге, перед небесным храмом Будды. Полукруг - это наш маленький житейский мирок. Вступаем на неширокий мостик, проходящий над большим кругом с торчащими какими-то бивнями. Это не круг, а пасть Раху, а бивни - это его клыки. С ним вышел казус, когда асуры и дэвы добыли амриту, то боги её отвоевали и принялись делить пайку. Хитрюга Раху прикинулся богом и сунул свою пасть к напитку. Проглотить не успел, разведчика рассекретили и чакрой (металка-леталка – диск) снесли башку. Но голова Раху уже познакомилась с бессмертием. Теперь картина маслом – этот Раху периодически глотает то Солнце, то Луну, а так как желудок отвалился вместе с телом, то получается лошадь барона Мюнхгаузена. Слева и справа торчат его лапы с когтями. В центре пасти для нас, которые не при делах, – цветочек лотос, а, заглянув в его середину, мы видим час пик в городском транспорте, это те, кому кармически не повезло, и они пытаются выбраться из ада. Поместив ад в пасть Раху, художник напоминает нам, что ад - это временно.
Далее, миновав пасть Раху, мы поднимаемся по ступеням на более удобный мост, ведущий к храму. Слева и справа ступеней - стражи небес (или дхармы). В начале подъёма на полуразложившейся кракозябе чувств зрения, слуха и т.д. слева пристроился старик, удобно разложив своё хозяйство на лбу у кракозябы. Намёк на органы чувств. Символично, не правда ли? Справа – старуха, такое же чудо, женский намёк на "пять нектаров". Выше стоят стражники, которые не пропустят с грязными страстишками. Тот, который справа, указует перстом, в смысле тычет пальцем в стиле «а ты записался?» на кракозябу и грешников. Как бы напоминая нам – что всю телесную дрянь ты можешь оставить внизу.
Пройдя "гардероб" понимаем - всё, прорвались, теперь, поднимаемся по мосту в небо, под нами балюстрада с кругом (квадратом) защитников-драконов. А мы возносимся по небу до самой высшей точки. Здесь слева и справа ворота в нирвану, куда нам ещё пока – зась. И следуя дальше, очистившись бризом от фонтанов, спускаемся на «чистую землю». Вот и осуществили йогу переноса сознания (пхо-ва) на хинаянистский манер – просто и доступно.
Дорожки – ладные, газоны – ухожены, растения – приветливы. Побродите, погуляйте, любуясь архитектурой, не обращайте внимания на ржавчину от строительных лесов, облупившийся цоколь и прочие мелочи. Время будет доказывать, что рай на земле - разрушим и «чистая земля» - условна. Так мы и сами в курсе, не обращайте внимания, когда строительство завершится это будет жемчужина.
Завершая прогулку, подведём некоторый нравственный итог (избави нас от морали). Человек принял на себя работу, от которой он не только не увидит плодов, но и не увидит её завершения. Потрачены и будут тратиться ещё миллионы, время и усилия, для других людей и ради творческого процесса. Здесь нет прямой торговли с Богом.
Умеют порадовать глаз. Как они деликатно, представили золотой храм. Есть на что посмотреть, будем ждать когда сие великолепие достроеться.)) Спасибо за информация, необычный арт.
Пасть Рахи очень нравится. Вообще очень интересная и статья и описание и виденье архитектора. Очень красивые храмы должны получится. Спасибо большое за эстетическую радость - крайне актуально в данный момент.
Необычайно красиво, великолепно и блистательно в буквальном смысле. Ощущаешь себя посвященной в мистерию даже при виртуальном посещении этой жемчужины. Спасибо за интересное описание, множество фоток и возможность их увеличить и рассмотреть.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]