Бонсай - японский
феномен с китайскими «корнями». По общепринятой теории, китайцы впервые
стали создавать нечто подобное на рубеже нашей эры; много позже
странствующие буддистские монахи «занесли» это «ремесло терпеливых» на
Японские острова, где оно не только прижилось, но и достигло невиданных
высот, превратившись в тонкое искусство. Благодаря изолированности
японской культуры, до второй половины XIX века остальной мир почти
ничего не знал про бонсай, а уже с начала XX века маленькие деревца
завоевали сердца миллионов людей на всей планете.
Сам термин «бонсай»
переводят по-разному. Наиболее распространенная версия - «дерево на
подносе», или «дерево в плошке». Причем это не просто дерево, а старое
дерево (чем старше, тем лучше), только маленькое. Бывает, что в
миниатюре представлен ландшафт, целый микрокосм, в который так и
хочется «войти», став маленьким человечком.
Возраст деревца
бонсай - один из ключевых его параметров, но, в отличие от точных
характеристик (породы дерева, стиля, в котором оно сформировано, и
линейных размеров), возраст бонсай бывает достаточно условным. Среди
специалистов даже бытует понятие «возраст на вид», которое часто важнее
для оценки дерева, чем его реальный возраст. Так и говорят: «Этой сосне
на вид 150 лет», хотя на самом деле ей может не быть и 30. Умение
«состарить» бонсай, придать ему черты дерева, видавшего виды, и
составляет основу технической части этого неспешного и сосредоточенного
занятия. Справедливости ради надо сказать, что бывают и по-настоящему
старые бонсай, возраст которых порой достигает нескольких сот лет. В
Японии такие живые реликвии передают в семьях из поколения в поколение,
и стоят они, разумеется, немалых денег.
Что же в миниатюрном
деревце убеждает нас в его, возможно, почтенном возрасте? Да те же
черты, что и у настоящего старого дерева в природе или в саду: толстый,
корявый, иногда наклонный ствол, низко и чаще всего горизонтально
расположенные ветви, порой - различные повреждения и увечья, например
дупла или сухие ветви в кроне. Добиваются этого самыми разными
приемами: нещадной обрезкой, закручиванием ветвей проволокой,
расщеплением стволиков, сдиранием коры и т. п. Звучит зловеще, не
правда ли? Интерес к бонсай привел к распространению множества
заблуждений и ложных стереотипов, согласно одному из которых дерево всю
жизнь «мучают», не давая расти свободно. Но ведь никому не приходит в
голову жалеть, например, помидоры, которые пасынкуют. При надлежащем
уходе бонсай живут порой дольше, чем их сородичи «на свободе».
Выращивание бонсай
требует если не склонности, то, по крайней мере, целеустремленности, не
говоря уже о всегда полезном в подобных случаях знании физиологии
растений и основ агротехники. Одни считают, что бонсай - это какие-то
особые, изначально карликовые деревья, другие - что они якобы растут
чрезвычайно медленно (и поэтому-де такие маленькие и старые!). Третьи
считают, что для достижения результата дерево нужно не только стеснять
физически, но и всячески угнетать, подвергать обструкциям - сажать в
бедную почву, не поливать, не пересаживать... Попробуем разобраться.
Бонсай можно сделать
практически из любой древесной породы, однако наиболее «естественно»
выглядят деревья с определенными «задатками»: изначально мелкими
листьями (а также цветками и плодами), густым ветвлением и короткими
междоузлиями. Несколько сот самых обычных видов деревьев подходят для
того, чтобы усилиями мастера из них можно было бы выполнить бонсай,
включая даже породы средней полосы, причем отдать предпочтение хвойным
или лиственным (а среди последних - листопадным) - вопрос риторический.
У каждого из них есть свои преимущества. Хвойное выглядит
приблизительно одинаково в течение всего года; зато только листопадное
деревце «переживает» времена года: сменяет зеленую окраску на яркую
осеннюю, зимой радует взгляд прозрачным силуэтом ветвей, а весной вновь
покрывается свежей зеленью.
Сделать бонсай из
карликового или медленно растущего растения очень сложно -
действительно придется ждать всю жизнь. Чем интенсивнее рост дерева,
тем скорее оно скомпенсирует «хирургическое» вмешательство мастера:
зарастут срезы и следы от проволоки, быстрее сформируются распростертые
ветви, увеличится диаметр стволика и даже легче будет исправить ошибки,
если такие допустит новичок в этом деле.
По этой же причине и
уход за бонсай должен быть достаточно интенсивным и регулярным. Да,
рост корней деревца сдерживается, как правило, объемом плошки, но все
же это его отдельная «жилплощадь», и в остальном растение не должно
терпеть никаких лишений: небольшой объем почвы быстро пересыхает,
поэтому для бонсай важен обильный и частый полив (часто методом
погружения контейнера в большой сосуд с водой, чтобы как следует
промочить корневой ком). При таком режиме полива из почвы вымываются
питательные вещества, поэтому не менее важно для бонсай и регулярное
удобрение. Обрезки и прочие физические воздействия для формирования
дерева требуют определенных навыков (в подробных иллюстрированных
пособиях на этот счет сейчас нет недостатка). Важно лишь, чтобы все
операции были точны, осмысленны и доведены до конца.
Один из символических
смыслов искусства бонсай - непокорность слепым и не ведающим
справедливости силам природы, крепость духа, стойкость перед уларами
судьбы. Говорят, что в выращивании бонсай добивается успеха только тот,
кто обладает внутренним стержнем, благожелательностью, мудростью, не
говоря о настойчивости, последовательности и терпении. Бонсай учит
наблюлательности, воспитывает вкус и обостряет чувство гармонии.
Маленькое деревце способно открыть человеку внутренний взор: простое
наблюдение за физическим объектом превращается в созерцательность -
способность видеть глубже. Самое сложное в искусстве бонсай - совсем не
приемы формирования деревца, которые можно освоить, почитав
соответствующую литературу и немного потренировавшись, и не уход, в
принципе сводящийся к стандартному набору операций. Самое сложное - как
раз видение, точнее - предвидение. Мастер-бонсаист должен на годы
вперед представлять себе «план» развития деревца, но и это еще не все.
В отличие от скульптора, которому нужно от глыбы мрамора «просто
отколоть все лишнее», творец бонсай не должен забывать, что перед ним -
живой организм, растение, в самом названии которого заложена его
уникальная особенность - непрерывность роста.
Бонсай никогда не
бывает окончательно «готов» и, даже достигнув эстетического
совершенства, не перестает меняться, а значит, требует не меньшего
(если не большего) внимания к себе со стороны обладателя. Его
по-прежнему нужно будет пересаживать раз в несколько лет (правда, с
годами и увеличением объема контейнера все реже), все также «отрезать
лишнее», сохраняя заданный стиль и форму кроны, но не забывать и о том,
что время от времени нужно позволить появиться новой ветви и вовремя
задать ее направление, что с увеличением кроны должна, хоть и медленно,
развиваться корневая система, а значит, со всей серьезностью нужно
будет подойти к выбору новой плошки.
Несмотря на ярко
выраженный национальный характер искусства бонсай, оно все более
интернационализируется. Вместе с тем непреходящий интерес западного
мира к восточным культурам, все усиливающиеся глобалистические
тенденции и взаимопроникновение цивилизаций приводят к тому, что доселе
экзотические для Запада элементы эстетической и предметной среды, и
бонсай в их числе, становятся все более приемлемыми, понятными и даже
уместными. Образованный европеец теперь способен «прочесть послание»,
которое несет в себе бонсай. Миниатюрное деревце в квартире или ином
пространстве, решенном в европейском духе, уже не кажется чем-то
исключительным и не требует особого дизайнерского обоснования.
Источник: Журнал "Цветы" №8, 2004
|