Возможно для современных читателей, этот факт
покажется странным, но в средние века роль женщины в управлении делами
клана, была доминирующей. Для тех кто хорошо знаком с мифологией
древней Японии, это не будет большим откровением, - им достаточно лишь
вспомнить матриархальный миф о Солнечной Богине Аматэрасу, который ясно
показывает её главенство над всеми богами японского пантеона, а также
равенство в бою богини Идзанаги со своим братом-мужем Идзанами. Вообще,
в японской традиции, культ солнца - изначально женский по своей сути.
Даже первые хроники японской истории наполнены описаниями подвигов
воинственных цариц, лично водивших свои войска на штурм вражеских
укреплений в Ямато или через пролив в Корею. В дальнейшем, влияние
конфуцианства заметно ослабило доминирующее положение женщины, наложив
на неё ограничения разного рода. Но, что бы там не говорили историки более поздних времене, эти ограничения далеко не всегда принимались кротко и смиренно.
В период Хэйан женщин, возможно, и нельзя было встретить на поля боя,
но они внесли немалый вклад в культурные достижения своей эпохи.
Некоторые придворные дамы из кугё (старинной японской аристократии)
проявили себя как творческие личности и их литературные произведения
пользовались заслуженным вниманием у просвещённых людей того времени. И
это несмотря на "несоответствие" жестким формам классических китайских
произведений, считавшихся "классическими" для образованного человека.
Такую популярность моногатари (сказания), имели потому, что в них нашло
своё отражение истинно японское мировосприятие, благодаря этим
произведениям мы сейчас можем понять, почему древние императрицы
обладали такой колоссальной энергией для управления государством как
напрямую, так и удалившись от мира. Другими "новыми" женщинами
стали женщины из провинций, члены буке (новой, военной аристократии).
Эти женщины не командовали войсками, как в архаичные времена, но,
выращенные на тех же самых боевых традициях и приверженные тем же самым
военным обычаям, которые позволили выделиться их мужчинам в отдельный
общественный класс, они являлись точным отражением своих вторых
половин. Будучи продуктом конкретной системы, самурайские женщины стали
ее прочнейшим основанием и выразителями идей своего класса.
Самурайских женщин, как и их отцов, братьев и мужей, учили абсолютной
преданности своему непосредственному начальнику в клановой иерархии, и
точно так же как и мужчины, они были обязаны беспрекословно исполнять
все данные им поручения, включая и те, которые подразумевали
использование оружия. Которым, разумеется, женщины-буке владели
мастерски. Традиционным для этих женщин оружием было копье, как прямое
(яри), так и изогнутое (нагината). Обычным для копья местом хранения
было место над дверью в жилище, т.к. таким образом женщина получала
возможность использовать его против атакующих врагов или любого
незваного гостя, проникшего в дом.
Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн),
который подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней - в
рукаве или за поясом. Кайкэном можно наносить как молниеносные удары в
ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью, также кайкэн "принимал участие" в совершении дзигай.
Томоэ Годзэн. Гравюра Гэкко Огата, 1900 г
Вот что говорит Хэйкэ Моногатари о Томоэ Годзэн: «… Томоэ была
чрезвычайно красива, с белой кожей, длинными волосами, очаровательными
чертами лица. Она была также искусной лучницей, а в бою на мечах одна
стоила сотни воинов. Она готова была биться с демоном или с богом, на
коне или пешей. Она обладала великолепным умением укрощать
необъезженных лошадей; невредимая спускалась с крутых горных откосов.
Какой бы не была битва, Ёсинака всегда посылал ее вперед как своего
первого капитана, экипированную отличной броней, огромным мечом и
мощным луком. И она всегда совершала больше доблестных деяний, чем
кто-либо другой из его войска…»
|