Как и большинство негосударственных праздников, Бельтейн, или Вальпургиева ночь - это древний праздник, на который наложилась христианская традиция с целью подмены дохристианской культуры.
Кельтская ветвь праздника - Бельтейн, заслуживает особого внимания, и об этом я постараюсь изложить в отдельной статье.
Вальпургиева ночь отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая. Это главный
шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников,
посвященных плодородию (персонажи плодородия часто ассоциировались у
людей со смертью, взять хотя бы пример греческой Персефоны - жены Аида,
бога подземного царства мёртвых, по совместительству богини плодородия
и весны. Или одна из этимологий Бельтейна - огни смерти, сжигающие отжившее и старое).
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в
протоколах незабвенной инквизиции в Средние века. Нынешнее название
древнему торжеству дали немцы – в честь святой, естественно, Вальпургии
(она же Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Буга, Годурж).
Святая Вальпургия – реальная историческая фигура. Эта знатная британка
родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из
королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола
Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были
канонизированы. Во семейка!
Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями,
Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы
Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. Свой 37-й день рождения она встретила тоже там.
В монастыре была возможность изучать иностранные языки. Вальпургия преуспела в этом, она описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не
говоря уже о повествовании жизни другого брата на родном английском.
Поэтому часто св. Вальпургию называют первой писательницей Англии и
Германии.
В 748-м дядя Вальпургии, Бонифаций,
решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса
Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальпургию.
Корабль, по преданию, отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро
начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе – и
море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в
Германии Вальпургию встречали с благоговением. С тех пор святая
считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в
шторм).
Впоследствии Вальпургия стала аббатисой монастыря в Хайденхайме,
городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата
руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные
чудеса принесли ей славу. Умерла Вальпургия 25 февраля 777 г. Всё бы
ничего и почитали бы Вальпургию как «обычную» святую, но…
Прошло больше 100 лет, чудеса монахини стали подзабываться. Новый
епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие
осквернили могилу аббатисы, ночью ее тень явилась епископу, напугав его до
полусмерти.
Вскоре - а именно 1 мая - останки монахини перевезли в Айштадт,
возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное
масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали,
причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам и
весям Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей 25 февраля,
12 октября, 24 сентября. Но главный день св. Вальпургии – первое мая.
Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о её
личности. После этого сплелись воедино дохристианские и христианские мотивы,
и имя праведницы получил главный праздник нечисти.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является
ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы слетались на горные вершины, среди которых наибольших
успехом пользовалась «лысая» гора Броккен. Якобы они пытались помешать благополучному течению
весны, насылали порчу на людей и скот и т.п. Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу,
поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.
В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония
изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучела
ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола и
т.п.
Однако надо вспомнить, что Германия была в то время, номинально, Римской империей. А в древнем Риме 1 мая - день пробуждения Благой Богини. Благая Богиня, часто Добрая Богиня, иногда Фавна
(Фауна) или Фавния (лат. Bona Dea) — в римской мифологии богиня плодородия,
здоровья и невинности, богиня женщин.
Богиня считалась дочерью бога Фавна, была вечной
девственницей, ассоциировалась с женским плодородием и невинностью. Отправлять
её культ позволялось только женщинам. Мужчинам возбранялось обращаться к ней, и
они не допускались к отправлению религиозных ритуалов.
Также богине приписывалась забота о здоровье женщин, к ней
обращались за помощью женщины, ищущие излечения от болезней, а также молящиеся
о зачатии детей.
В низших слоях римского общества богиня почиталась как
освободительница от рабства. Среди её почитателей было много вольноотпущенников
и рабов, а также членов простых плебейских родов.
Может, они уже тогда скандировали - Мир, Труд, Май (шутка).
Люди не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, и, несмотря на строгое запрет, продолжали собираться в недоступных
местах, чтобы подобающими образом, т.е. песнями и плясками, встретить 1
мая, в будущем - День солидарности трудящихся. Обстановка (костры,
дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о
ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
Может быть этот праздник затерся бы временем, но вторую жизнь ему дал «Фауст» Гёте.
Сейчас в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь по всей
Центральной и Северной Европе – это праздник встречи весны, когда
зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту
ночь на шабаш. Программа праздника не меняется уже более 100 лет:
старинные игры, вроде наших горелок, выступления студенческих хоров и
традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи. Вот так
канонизированная святая стала воплощением тьмы.
Несколько слов о том, какие мероприятия предпринимаются людьми в ночь на 1 мая в разных европейских странах.
В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и
избавиться от накопившегося за зиму мусора, и едят гравлакс – свежего
лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.
Во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают
кричать и взрывать петарды. Потому что лучшее средство от духов – шум.
В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву,
чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или
травинки.
В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в
другое место и вытаскивают из ботинок шнурки. Вальпургиева ночь у них –
совсем как наш канун Ивана Купала. Материал подготовлен на основе информации открытых источников
fapia, замечательно сделал статью! В твоих статьях всегда можно получить новую информауию [img]http://fapia.ucoz.ru/sml/bravo.gif[/img] Только не поняла -В Баварии ... Вальпургиева ночь у них – совсем как наш канун Ивана Купала.
Волшебный праздник! Меняются эпохи, с ними понимание и трактовки праздника, но многие ЧУЮТ, а немногие и даже ЗНАЮТ, т.е. ВЕДАЮТ, что в эти сутки происходит или творится ВОЛШЕБСТВО. Спасибо "открытым" информационным Источникам!!!
Спасибо за статью и просто волшебное фото. Быть частью природы и не отмечать её пробуждение и расцвет, просто немыслимо для людей ведающих. Ведь они на собственном опыте знали какую огромную силу даёт природа, в отличие от тех, кто полагался лишь на слепую веру. За это их и не любили.
Отдельное спасибо за фотку-иллюстрацию. Завораживающе просто... Романтика.... а редиски разные из волшебного действа "мир-труд-май" сделали.... ну почему людям так свойственно все хорошее, что у них есть, взять и перепоганить?.... или энтропия - это природа всего хорошего?
Забавно наблюдать, как с теченем времени природные силы подминают под себя религиозные старания. Из святой в ведьму - для церковников деградация. Для дохристианской культуры - прогресс.