Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к
этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок
приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых святок состоял из несколько обрядов:
внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки
(костромы или русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой
жизненной силы, Как и во время зимних святок - колядок, во всех обрядах
участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях,
исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные
темы: любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой
деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни - «Ты удайся, удайся мой
лён» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки,
чесаная и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось
движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора,
молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и
выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их
стали петь в местах гуляний.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты
первых цветов. Их сушили и хранили в укромном месте весь год. После
начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к свежему сену.
Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки, клали их
в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось что троицкие
растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили
специальный молебен. С ним связан обычай «плакать на цветы» – ронять
слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения специальных молитв все участники
отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и
устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на
кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. (Кострома - божество весны у восточных славян).
Образ Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или
молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее
выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после
чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому»
укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому
пробуждали», а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с
чучелом из соломы. В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а
затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку.
Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на
землю, принеся плодородие полям и растениям.
|